вторник, 9 февраля 2010 г.

La Destreza de la Vida – Высокое Мастерство Жизни.

'

Ещё в ноябре на свет появилась книга Всеволода Татаринова «La Destreza de la Vida». В переводе с испанского – «Высокое Мастерство Жизни». Я имел честь помогать художественным оформлением, а также в качестве грузчика (совместно с автором).

Всё это было весело и интересно. Интересна и сама история создания этой книги. Кому любопытно идите на сайт “дестрезы”. Здесь же я расскажу о символическом контексте заложенном в оформлении этой книги.

« Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 – я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними о игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были довольны, что познакомились с таким здравомыслящем человеком».

Антуан де Сент-Экзюпери

Маленький Принц”

Каждый человек с момента своего рождения попадает не только в конкретный, вещно-реальный мир, где каждая его часть, каждый элемент является именно этим, а не каким-то другим, но так же он попадает и в мир условностей, обозначений, символов и знаков.

Находясь в этих двух действительностях, каждый из нас поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности овладевать знаками и использовать их.

Я расскажу вам какую знаково-символическую основу несёт в себе изобразительный строй книги Всеволода Татаринова «La Destreza de la Vida» Идеей дестрезы проникнуто всё в этой книге. Геометрия и дисциплина, умноженная на философию.

Идея проста - ничего случайного. Формат в пропорциях чистого золотого сечения, цвета обложки – цвета испанского флага. Красный цвет для меня в данном случае совпадает с интерпретацией красного Василием Кандинским.

«Красный цвет как мы его себе представляем – безграничный характерно тёплый цвет; внутренне он действует, как очень живая, подвижная беспокойная краска, которая, однако, не имеет легкомысленного характера разбрасывающегося на все стороны жёлтого цвета, и, несмотря на всю энергию

и интенсивность, производит определённое впечатление почти целеустремлённой необъятной мощи. В этом кипении и горении – главным образом, внутри себя и очень мало во вне – наличествует так называемая мужская зрелость». Вот так ни больше, не меньше.

Золотое тиснение на обложке, тоже не с бухты-барахты. Золото в индуистском учении понимается как каменный подземный свет. Латинское слово «золото» - aorum – совпадает с еврейским «свет» - aor.

Но вы только посмотрите на цитату Карла Юнга взятую им из книги алхимика М. Майера «Квадратура круга», где появление золота приписывается тому эффекту, что солнце, миллионы раз путешествуя вокруг земли, сплело вокруг неё золотые нити. Солнце – образ солнечного света и, следовательно, божественного разума.

И если образ солнца в человеке это – сердце, то в земле это золото. Следовательно, золото – символ всего высшего, достойного славы, символ «четвёртого состояния» после первых трёх – чёрного (грех и раскаяние), белого (прощение и невинность) и красного (очищение и страсть).

Всякое золото и всё что сделано из золота, стремиться передать это качество своим утилитарным функциям. Хрисаор - магический золотой меч, символизирует высшую духовную решимость. Золото также – существенный элемент символики спрятанного или ускользающего сокровища как иллюстрации плодов духа и высшего вдохновения. Как мне всё это нравится!

Вообще мы хотели создать книгу в классическом её понимании, без использования современных полиграфических прибамбасов, или как сейчас говорят – коммерческих, продающих эффектов глянцевых журналов. Чтобы это была книга для спокойного вдумчивого комфортного чтения. И в этом тоже есть определённый смысл.

У каждой книги своя энергетика. Книга – один из восьми известных китайских символов, обозначает силу, защищающую от злых духов. Книга «исписанная изнутри и снаружи» - аллегория эзо – и экзотерического – в этом плане близка образу обоюдоострого меча, выступающего изо рта.

Даже сам текст в книге набран классической антиквой. Каждая буква геометрически выстроена. Классическая антиква Посмотрите на буквицу в начале каждой главы. Продукт чистой геометрии. В этом и есть идея «дестрезы». Ничего случайного.

На каждой странице то ли шпаги, то ли стрелы. Стрелы же это оружие Аполлона и Дианы, означающее свет верховной силы. И в Греции и в доколумбовой Америке использовались для обозначения солнечных лучей.

Символика оружия очень обширна, но в общей символике борьбы, которую ведёт герой, его оружие представляет противоположность чудовищам, с которыми ему надлежит сражаться.

Трактование символики оружия подчёркивает так же его моральное значение – служить высшим целям духа. Юнг обобщает это так: «Оружие представляет собой выражение воли, направленной к определённой цели».

Но давайте пойдём дальше, и посмотрим на форзац книги, который напоминает средневековую гравюру.

Добро пожаловать в будущее!

Я здесь не буду рассказывать о символике каждого элемента. В оригинале работа относится к разряду «уникальная графика», в том смысле что, выполнена непечатным способом в единственном экземпляре. Мокрым соусом, на бумаге.

Да, именно коричневым соусом, и это не опечатка. Этот материал имел широкое применение у художников эпохи Возрождения, но сейчас используется крайне редко. Короче говоря, этот материал времён расцвета “La Destreza”. Чтобы Вам было понятней он напоминает собой коричневый мел.

Два форзаца в зеркальном отражении. Вы входите и выходите, побывав в совершенно другом измерении, живущем по иным законам. Законам успеха, здоровья и счастья.

И эта фантастическая Страна по которой мы путешествовали вместе с автором книги, присутствует в тексте в качестве фрагментов, некоей мозаики из которой складывается вся наша жизнь. Именно фрагментов, а не иллюстраций.

Они взяты из общей картины в неизменном виде, являясь частью целого. Но глядя только на эти фрагменты совершенно невозможно представить целого. Имея только детали сложно увидеть общее.

Создайте себе чудесную картину вашего будущего, подарите себе страну, тот мир к которому хочется стремиться. В деталях разберётесь потом. И первый изобразительный фрагмент в этой книге «Бутон розы».Бутон Розы

Это не иллюстрация соседнего текста. Это начало, потенциал возможного, но пока закрытого на замок. Состояние предвкушения чего-то прекрасного, но скоротечного.

Отдельная роза, является, в сущности, символом завершённости, полноты и совершенства. Но нет розы без шипов. Этот символ демонстрирует нам, что невозможно в этой жизни

приумножить свои богатства, добиться удовольствий и признания без того, чтобы на другой чаше весов их не уравновешивали новые заботы, упорный труд, и не всегда комфортное состояние. И только, пройдя всё это возможно в полной мере достичь расцвета.

«Роза в полном расцвете, олицетворение открытого, благородного, щедрого сердца, сострадающего людям, и неравнодушия к человеческому несчастью. Щедрость, с которой оно изливает на окружающих свою любовь и внимание, представляет собой не только акт беззаветного великодушия, но также является результатом сердечной привязанности и страстной сочувственной нежности, которой наделены такие сердца». Роза в полном Расцвете

И в этом смысле распустившаяся роза ассоциируется с идеей мистического Центра, сердца, рая Данте. И каждый прочитавший эту книгу может взрастить в себе такое состояние.

Когда всё Невозможное в этом мире становиться Реальным и жизнь становится истинным наслаждением. Ведь каждый из нас подобен цветку розы. И нет ничего случайного. Нужен только хороший Садовник…

Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или её уже нет? Вдруг барашек её съел?» И Вы увидите всё станет по-другому…

Евгений и Елена Добыш февраль, 2010

По материалам: “”Мифы народов мира” энциклопедия, Рудольф Кох - “Эмблемата”, Х. Э.Керлот - “Словарь символов”

2 комментария:

  1. Уважаемые Евгений и Елена. Несколько раз слышала из уст Всеволода Татаринова о том, как пришла идея оформления книги «La Destreza de la Vida». Он говорил об этом на некоторых вебинарах. Всеволод рассказывал о вас и мне стало интересно вас услышать.
    На блоге я прочитала и буквально услышала и прочувствовала этот глубокий и филосовский смысл, говорящий образами. Читаю... и слова оживают, краски поют и бликуют. Открываются тайны и дверь в эту прекрасную страну счастья, любви, успеха, благодати.
    Примите поклон с пожеланием благоденствия и процветания. Железкина Виктория.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемые Евгений и Елена. Несколько раз слышала из уст Всеволода Татаринова о том, как пришла идея оформления книги «La Destreza de la Vida». Он говорил об этом на некоторых вебинарах. Всеволод рассказывал о вас и мне стало интересно вас услышать.
    На блоге я прочитала и, буквально, услышала, и прочувствовала этот глубокий и филосовский смысл, говорящий образами. Читаю... и слова оживают, краски поют и бликуют. Открываются тайны и дверь в эту прекрасную страну счастья, любви, успеха, благодати.
    Примите поклон с пожеланием благоденствия и процветания. Железкина Виктория.

    ОтветитьУдалить